Яндекс.Метрика

агентство развития
маркетинга и продаж
бизнесов и брендов клиентов


агентство развития
маркетинга и продаж
бизнесов и брендов клиентов

СТОЛИЧНЫЙ ПРЕМИУМ СЖАЛСЯ ДО 0,8% (RETAILER.RU МАРИЯ ДЕМЕНИНА, НАТАЛЬЯ ТЕРЕШКОВА)

Столичный премиум сжался до 0,8% (Retailer.RU  Мария Деменина, Наталья Терешкова)Столичный премиум сжался до 0,8% (Retailer.RU Мария Деменина, Наталья Терешкова)По итогам 2014 г. доля премиального сегмента на столичном рынке фуда сократилась с 1 до 0,8%. Такие данные приводит исследовательская компания GfK. «В 2014 г. мы зарегистрировали небольшое снижение товарооборота канала премиальных супермаркетов в Москве, — рассказала Retailer.RU Виктория Давитаиа, директор по работе с клиентами департамента потребительской панели GfK. — На весь рынок товаров повседневного спроса это повлияло не сильно, так как вклад этого канала не превышает 1%». Хотя пятая часть жителей Москвы, по данным GfK, совершили в прошлом году хотя бы одну покупку в магазинах данного формата, достаточно низкая частота покупки в среднем — 5,3 раза в год — не дала каналу возможности занять более влиятельную позицию на рынке московского ритейла, добавляет эксперт.


Лидеры замедляют рост

Лидера премиального FMCG-рынка — «Азбуку Вкуса» прошлый год радовал до августа включительно. «С января по август прирост товарооборота сети составил около 12% к аналогичному периоду прошлого года, — рассказывает генеральный директор компании Владимир Садовин. — Количество чеков выросло почти на 9%, средний чек — примерно на 3%. По итогам всего календарного года динамика тоже положительная, но темпы роста оказались все же ниже, чем мы прогнозировали. В перспективе ситуация останется прежней или незначительно ухудшится: роста не будет, но не будет и падения».

Столичный «Глобус Гурмэ» планировал увеличить за год выручку на 15%. Удалось ли достичь цели, генеральный директор сети Андрей Яковлев не уточнил.

Сократились темпы роста и петербургской сети премиальных супермаркетов «Лэнд»: по итогам 2014 г. ее выручка выросла на 15% — против 28% годом ранее. Количество чеков за год увеличилось на 12%, средний чек вырос на 6%.


Неожиданные каникулы

А вот январь текущего года, как и декабрь прошлого, выдался хорошим, продолжает Владимир Садовин. «Раньше первые две недели января были провальными: москвичи разъезжались за границу, в отпуск. В этом году они остались в городе, — рассказывает топ-менеджер.

Петербуржцы, в отличие от жителей столицы, в Новый год решили сэкономить: сопоставимые продажи «Лэнда» в декабре показали отрицательную динамику, сократившись на 2−3%. «Рынок Петербурга в значительной степени отличается от московского, — подчеркивает генеральный директор компании Илья Штром. — Не секрет, что по количеству гипер- и супермаркетов на душу населения мы даже обошли столицу. При этом покупательская способность и потребительский спрос у нас ниже, чем в Москве. Естественно, показатели столь разных рынков отличаются. В целом декабрьские продажи «Лэнда» показали хорошие результаты, учитывая спад в экономике. Как и в других регионах, петербуржцы пересмотрели покупательские привычки, отреагировав на кризис быстрее, чем жители столицы».


Пересмотрели планы

Новые экономические реалии заставляют участников премиум-рынка, как и многих операторов рынка FMCG в целом, пересматривать планы развития.

На сколько может прирасти в этом году «Азбука Вкуса», Владимир Садовин не говорит. «Мы пересматриваем программу развития. Более тщательно подходим к выбору новых объектов. Если раньше мы допускали открытие магазинов, которые выходили на плановые продажи в течение нескольких месяцев, то теперь берем только те объекты, в которых уверены на 100%. Примечательно, что сейчас освобождаются более привлекательные места», — рассказывает топ-менеджер.

Планы по развитию минимаркетов АВ Daily остаются в силе. Ранее сообщалось, что в течение пяти лет планируется открыть до 150 точек в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Выход на рынок Петербурга состоится в этом году, рассчитывают в компании. Вместе с тем ритейлер обещает «внимательно следить за экономической ситуацией: многие точки АВ Daily ориентированы на офисную публику, оказавшуюся в зоне риска в свете идущих сокращений персонала в корпоративном секторе».

Схожей позиции придерживается и руководство компании «Лэнд», ранее планировавшей увеличить к концу 2015 г. сеть до 18 точек. Ритейлер изменил подход к выбору локаций и в текущем году планирует рассматривать только объекты с минимальным риском. «Мы пересматриваем планы в связи с изменением экономической ситуации на рынке и ростом инфляции, — отметил Илья Штром. — Ближайшая задача — следить за качеством обслуживания и демонстрировать образцовый уровень сервиса».

В «Глобус Гурмэ», не отличавшейся особенным рвением к экспансии — за десять лет сеть выросла до шести точек в Москве и одной в Петербурге, планируют открыть в течение года сразу два магазина в столице.


Косты и сервис

Как и коллеги по цеху, занятые в массовом сегменте рынка, премиум-ритейлеры вынуждены экономить на расходах и искать новые точки роста: так, с начала февраля 10 супермаркетов «Азбука Вкуса» (из почти 80 точек) перешли с круглосуточного режима работы на работу до 23.00. Кроме того, идет оптимизация офисного персонала, активная работа с ассортиментом и конкурентным предложением — в том числе с целью привлечь в ряды покупателей представителей среднего класса. А вот на сервисе ритейлер обещает не экономить. «Для нашего покупателя кризис должен оставаться за стенами магазина», — подчеркивает Владимир Садовин.

В кризис клиент становится более требовательным, продолжает Илья Штром. «Поэтому сегодня одна из главных задач — максимально использовать время для внедрения новых идей и предоставления качественных услуг», — подчеркивает топ-менеджер. В пяти супермаркетах «Лэнд» (из 10) сегодня установлены кассы самообслуживания, в стольких же — «кулинарные знатоки» (принтеры для печати рецептов и спецпредложений). Этой весной «кулинарные знатоки» появятся и в остальных точках сети. Рассматривается внедрение новой бонусной программы, в том числе для пользователей смартфонов. «Речь идет о мобильных приложениях и других продуктах», — говорит Илья Штром. Для удержания трафика компания сдерживает рост цен на основную потребительскую корзину: они остаются на прежнем уровне, при подорожании всего остального ассортимента в декабре 2014 г. — январе 2015 г. на 10−30%.

Retailer.RU Мария Деменина, Наталья Терешкова